Малоизвестные а иногда и шокирующие факты из жизни самураев

Слово «самурай» — это японский термин, означающий «тот, кто служит». Самураи были классом воинов феодальной Японии и служили местным даймё.

Самурай был членом элитной группы, известной как буси, или военной знати. Их с детства обучали различным искусствам, таким как стрельба из лука и фехтование. Когда они станут старше, им придется пройти суровые испытания, чтобы доказать свое достоинство перед своим господином и хозяином.

У самураев был строгий кодекс поведения, называемый бусидо, или «путь воина». Этот кодекс подчеркивал бережливость, верность, самообладание, честь и храбрость в бою.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.


Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).


До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Видео

Кодекс Бусидо – заповеди самурая

В Кодексе Бусидо описаны основные правила, которых должен придерживаться настоящий самурай:

  • Образование. Самураи занимали в иерархии место выше торговцев, ремесленников и землевладельцев. По своему положению они должны были управлять другими людьми. Для этого необходимы были разнообразные знания и понимание основных законов развития общества. Настоящему воину недопустимо быть безграмотным.
  • Почитание родителей. Настоящий воин должен помнить, что родители дали ему жизнь. Относиться к родителям нужно с почтением. Если человек не исполняет свой сыновний долг перед родителями, то он не будет предан своему хозяину.
  • Боевой дух. Основные правила о самураях гласят, что настоящий воин должен всегда быть готов к бою. Нужно не расслабляться ни на минуту, всегда быть готовым отразить вражеское нападение.
  • Правильное и неправильное. Чтобы обрести Бусидо, настоящий воин должен различать правильное и неправильное. Самурай всегда должен поступать правильно и не допускать неправильных действий, которые вызовут презрительное отношение к нему друзей, родных и даже слуг. Такое поведение должно войти в привычку.
  • Храбрость. Бесстрашие является важнейшим качеством самурая. Оно проявляется не только в бою. О храбрости можно судить по поведению воина в обычной жизни. Храбрость тесно связана с преданностью господину и родителям. В свободное время храбрый воин будет совершенствовать свои боевые навыки. Он будет избегать расточительства и праздного времяпровождения. Храбрый воин поддерживает свое тело здоровым, а военный дух сильным в надежде совершить героический поступок.
  • Соблюдение этикета. Соблюдение этикета и проявление уважения к родителям, господину является важным правилом Бусидо. Копье воина своим острием никогда не должно быть направлено в сторону господина. При упоминании имени господина воин должен встать. Так предписано действовать воину.
  • Отношение с женой. Недостойно для самурая унижать свою жену. В случае разногласий он должен убедить жену в правильности своей позиции или в крайнем случае развестись с ней.
  • Экономное отношение к деньгам. Воин должен быть бережливым, но не скупым. В средние века скупость приравнивалась к трусости.
  • Отношение к зависящим от него людям. Самурай должен избегать несправедливости по отношению к людям, занимающим более низкое положение. Он должен заботливо и по справедливости относиться к крестьянам и ремесленникам.
  • Выбор друзей. Самурай должен выбрать сослуживца, на которого можно опереться в трудную минуту. Однако особенно близко сходиться с сослуживцами нежелательно. Близкая дружба может нарушить правильные отношения между воинами и лишить их чувства собственного достоинства.

Сэппуку или харакири

Древний ритуал самоубийства, совершавшийся самураем, называется сэппуку. Самоубийство таким образом самурай должен был сделать в следующих случаях:

  • по приговору господина;
  • в случае обвинения в предательстве господина;
  • в том случае, если допустил смерть господина.

Такая смерть в Японии считалась почетной, потому что самурай все делал самостоятельно и другой человек не лишал его жизни. Также мучительная смерть являлась испытанием для воина, который всю жизнь был образцом храбрости и мужества. При таком способе расставания с жизнью семья избегала позора. Они продолжали носить фамилию, и имущество сохранялось за ними.

При выполнении ритуала самоубийства самурай оголял живот и разрезал его двумя движениями в форме креста. Сначала делался глубокий разрез в горизонтальном направлении, а потом живот разрезался от груди до пупка. В процессе сэппуку самурай должен был сохранять спокойствие, не показывая боли и страданий. В более поздние времена ритуал выполнялся в присутствии помощника, который отрубал голову воину после сэппуку. Этим он избавлял его от лишних страданий.

В обычной речи японцев часто используется слово харакири. Харакири обозначает самоубийство с помощью вспарывания живота, которое не сопровождается соблюдением ритуала. Так иногда кончают счеты с жизнью простые японцы.

Воспитание и становление самурая

Поскольку самураи в Японии являлись великими и легендарными персонажами, а перед сном родители рассказывали о них сказки и предания, то с малых лет хотели быть на них похожими, такими же смелыми и храбрыми. Дети же самураев гордились отцами и старались вырасти достойными продолжателями рода и традиции.

Для того, чтобы воспитать такого воина потребовалось разработать многоуровневый процесс, начинающийся с самых ранних лет.

Почитая самурайский кодекс, детей воспитывали в беспрекословном повиновении старшему и полной уверенности, что мужчина единственный глава семьи. Кроме того изучалась техника Иэмото, сплетенная из строгих правил дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушать.

История сохранила описание того, как маленьких самураев приучали к будущим суровым испытаниям. Кроме обязательного овладения различными боевыми искусствами, считалось необходимым  полностью владеть собственным телом и духом. Воины должны терпеть боль, не выдавая чувства стонами или иными признаками. Так же требовалось спокойно и достойно подчиняться приказу старшего.

В средние века мальчикам устраивали проверку на выносливость, например, несколько дней они сидели в холодной комнате в темноте и голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы могли заставить сыновей проводить ночи на кладбище, не спать, ходить без обуви в холодную погоду или выполнять сложную работу.

Важнейшим возрастом, когда ребёнок уже считался будущим воином, является 5 лет, после того как был подарен меч самурая Боккэн. С этого момента начинаются активные тренировки по фехтованию и самообороне, а также освоение умений плавать и держаться в седле. Поскольку самурай находится рядом со своим господином, он должен быть грамотным, красиво и правильно писать, знать историю своей страны и литературу, чтобы поддержать любой диалог. Также желательно разбираться в музыке, философии и владеть каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя и семью.

Пройдя этот длинный путь, в 15 лет мальчик становился воином,  то есть самураем.

Синтоизм, буддизм, конфуцианство: фундамент самурайской этики

Синтоизм (что переводится как «путь богов») — это древние политеистические верования японцев, до 1945 года он был официальной национальной религией Японии, в основе которых лежит вера в магию, культ природы и культ божеств, считавшихся предками императорского дома. 

 

Влияние буддизма состоит в идее перевоплощения: каждый человек проживает бесчисленное количество жизней, пока не достигнет духовного освобождения. В прикладном значении идея выражается в том, что самурай помнит о смерти и использует этот образ для самосовершенствования. Каждый человек рано или поздно умрет, поэтому нужно жить так, чтобы состояние ума оставалось как можно более качественным и совершенным. Для этого надо следовать своим целям, быть честным, помогать людям — это влияет на спокойствие ума. «Жить, как будто ты уже мертв» — или, говоря иначе: «Каким ты будешь в последний день?».

От конфуцианства бусидо взяло учение о том, что из себя представляет нравственный человек. Согласно Конфуцию, существует пять добродетелей, которые позволяют человеку находиться в гармонии с природой и обществом:

  • Человеколюбие. Человек уподоблен образу дерева: оно укреплено в земле корнями, тянется к солнцу и при этом организует вокруг себя целую экосистему. Дает воздух, тень, пищу. Так же с человеком: он должен быть щедрым к другим людям.
  • Мудрость. Мало быть просто человеколюбивым, потому что иногда другие этим пользуются нам во вред. Или, наоборот, мы навязываем другим свои представления о том, как надо жить. Второе качество — способность понимать других людей, их мотивацию и образ жизни. Речь идет о критическом мышлении, способности грамотно коммуницировать с людьми и взаимодействовать с информацией.
  • Справедливость. Согласно конфуцианству, надо быть принципиальным человеком и понимать, что на «добро отвечают добром, а на зло — справедливостью». Это мораль и этика.
  • Искренность. Это качество противоположно лицемерию: когда мы говорим одно, а думаем обратное, притворяемся и лжем. Конечно, очень трудно быть искренним в современном сложном мире. Однако, по Конфуцию, слишком большая разница между лицом и маской рано или поздно приведет к коррозии личности.
  • Соблюдение ритуалов. Само слово «ритуал» происходит от санскритского «рита» — «порядок». Каждый из нас совершает множество ритуалов: убирает постель, принимает душ и чистит зубы, гладит одежду и так далее. Все это нужно, чтобы поддерживать себя в порядке. Значение ритуалов огромно — это позволяет нам поддерживать порядок внешне и внутренне, не деградировать, а, напротив, двигаться вперед. И быть при этом хорошим человеком. Как сказал Конфуций: «Почтительность без Правил переходит в суетливость; осторожность без Правил переходит в трусость; смелость без Правил порождает смуту; прямота без Правил переходит в грубость». 

Идеи трех религиозных идей были воплощены в клятве, которую давал самурай:

«Я даю клятву исполнить четыре задачи:

1. Ни перед чем не отступать при выполнении долга.

 

2. Быть полезным своему владыке.

3. Быть почтительным к родителям.

4. Быть великим в милосердии».

Материал по теме

Глава III

Чиновники

Говорят, что чиновники и белая одежда хороши, лишь пока они новые. Хоть это и шутка, я полагаю, так и есть на самом деле.

Пока чиновники «новые и чистые» они пунктуально выполняют приказания своего господина и не упускают из виду ни малейшей детали, ибо уважают взятые на себя клятвы и вынесенные наказания и опасаются совершить проступок. Поэтому они не берут взяток, неподкупны и совершают правильные поступки.

Но проведя на службе длительный срок, они начинают злоупотреблять уступчивостью людей и слишком высоко ценить себя и совершать то, чего никогда прежде не сделали бы.

Когда они только поступают на службу, они лишь прикасаются к подаркам и после отсылают их обратно, как того требуют клятвы чиновника, а если обстоятельства все же заставляют их оставлять подарки у себя, после они обязаны сделать равноценные подарки. Однако ими постепенно начинает овладевать жадность, они оставляют подарки у себя и вскоре не собираются отправлять равноценные взамен. Конечно это не наносит вред центральным властям, но со временем это начинает их развращать. Разница между грязной одеждой и сердцем грязного на руку чиновника в том, что одежду можно отмыть щелоком, а порок так сильно въедается в сердце человека, что выкорчевать его уже невозможно.

В дороге

Если во время путешествий при переправе через реку встречается два даймё и между их вассалами начинается спор, в который вступают и другие, так-что спор перерастает в общий конфликт, то вступят ли оба господина в конфликт или нет зависит от обстоятельств. Но если вступят, то дело вряд ли разрешится мирно. Поэтому сопровождая своего господина, нужно следить не только лишь за собой, но и за своими товарищами. Нет ничего постыдного сделать упрёк товарищу если он подвергает свою жизнь или жизнь своих товарищей опасности. Ведь стоит помнить, что жизнь самурая принадлежит его господину и никак не самому самураю. Так-что если он умрёт в реке из-за мелкого конфликта — это будет собачья смерть не достойная настоящего воина.

Если же при сопровождении господина в Эдо (ныне Токио) вы вместе с господином идёте пешком, а впереди молодой самурай после обмена словами начинает драться, то следует тут же взять копьё у копьеносца и встать подле господина, в ожидании, что в любой момент придётся обнажить мечи. Ведь нет ничего важнее жизни твоего господина! И даже после его смерти, ты должен оставаться верен своему господину и совершить дзюнси (сэппуку слуги после смерти его господина).

Верность в смерти

Самурай на службе — в большом долгу перед своим господином, и он не может возместить его иначе, как совершить дзюнси

Последовать в смерти за своим господином — вот самый яркий и последний поступок в жизни великого самурая. Но в этом деле присутствует проблема, это не разрешено законом, однако исполнять обычные обязанности дома не достаточно. Если самурай хочет совершить поступок более выдающийся, чем поступки его товарищей, он может сделать это.

Хочу добавить, что сэппуку 腹切り (более распространённое название харакири) — это церемониальное самоубийство путём вскрытия себе живота (крайне болезненный способ кончины). Периодически изменялось, но в данный момент принимает такой вид.

Литература и изящные искусства

Хотя для бусидо в первую очередь требуются сила и мощь, обладать только ими — значит быть грубым самураем

И правда самурай должен быть не только опытен в бою, знать все нормы бусидо и быть почтительным к своему господину и к родителям. Но и должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.

Если самурай не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих

Каким бы опытным не был воин, однажды он окажется в затруднении из-за не хватки знаний в том или ином вопросе. Поэтому самурай должен каждый день учиться, каждый день добиваться новых знаний и каждый день постигать новые вершины в познаниях об окружающем его мире.

Стихосложение — это давний обычай Японии. Великие воины всех времён писали стихи, и даже низшие вассалы пытались писать неуклюжие стишки. Но тот, кто занимается только этим становиться мягким душой и телом, теряет все свои боевые навыки и становится похож на придворного самурая.

Чайная церемония — с давних времён чайная церемония была частью жизни Японского общества. Вас могут пригласить на неё и тогда следует знать как входить в чайную комнату, как рассматривать её убранства, как следить за приготовлением чая и как есть блюда и пить чай.

Я не стал рассказывать всю книгу, я даже не изложил её вкратце. Я создал половину выжимки лучших заметок из этих трёх глав. Но я даже не рассказал и десятой части книги вкратце.

Я решил не создать краткий пересказ, а дать читателю этой статьи пищу для ума с небольшим добавлением своего субъективного мнения, дать несколько тем для размышления, может читатель сможет применить на современном мире прочтённое. Путь воина — одна из книг по настоящему раскрывающих средневековую Японию для читателей.

Теги